Вспоминая Panzer Front


Сегодня


Сегодня

1
89

Танковых околосимуляторов на Playstation One было предостаточно. Mass Destruction, Steel Reigh, Battle Tanx: Global Assault, Shell Shock, Tiny Tank: Up Your Arsenal (о нем расскажу как-нибудь в другой раз) и, прости Господи, Tank Racer. Уверен, я перечислил не все, только то, что сразу же вспомнил. Большинство из этих игр были слишком аркадны, ощущения управления массивной машиной не было никакого, поэтому всегда хотелось чего-то большего! Хотелось получить хороший танковый симулятор, более-менее приближенный к реальности. Tiny Tank был превосходной игрой, но несерьезной аркадой, Mass Destruction не давал тех ощущений… Эх, похоже ничего подобного не найти. И тут на сцене появляется студия Enterbrain. Ну и по традиции, небольшая историческая справка.

Enterbrain — это подразделение Kadokawa Future Publishing, основанное 30 января 1987 года как ASCII Film Co., Ltd. Занималось оно как изданием игр, так и их созданием. Помимо этого имеется и журнальное подразделение Enterbrain, которое специализируется на видеоиграх, на настольных играх и на манге. Большинству из нас может быть знакома серия RPG Maker и тот небольшой «Бум» в Steam на игры, сделанные в данном редакторе. Что ж, вы знаете, кого благодарить за это. Хотя стоит отметить, что в создании данной серии редакторов принимала участие не только Enterbrain, но и ещё несколько других студий. Можно вспомнить ещё и Fight Maker, но даже первая игра серии получила смешанные отзывы, а дальше было и того хуже. Возможно этому поспособствовал бесплатный M.U.G.E.N., кто его знает? А есть ли что-то ещё у Enterbrain, на что стоило бы обратить внимание?

Внезапно, есть. Слышали ли вы когда-нибудь о Tear Ring Saga? Разработала ее студия Tirnagog, основанная Кага Сёдзо, отцом великолепной серии Fire Emblem. Издавала данную игру как раз-таки Enterbrain. Tear Ring Saga оказалась слишком уж похожа на Fire Emblem, вследствие чего «Большая N» долго и упорно судилась с Tirnagog, но безуспешно. Однако данный прецедент положил начало целой серии так называемых «Духовных наследников». Из того, что сразу приходит на ум это пара MegaMan и Mighty No. 9. Возможно вы вспомните Bungie и пару Halo — Destiny. Таких примеров предостаточно, но к первому из них, пусть и косвенно приложила руку Enterbrain.

Что ж, лирическое отступление получилось немного затянутым, но этим хотелось поделиться. А теперь приступим к разбору Panzer Front!

Что тут происходит? Нас атакуют?

Что тут происходит? Нас атакуют?

Что это за проект?

Глядя на изданные или созданные игры студией Enterbrain невольно задаёшься вопросом: а почему именно Panzer Front? Среди различных игровых редакторов и симуляторов свиданий (да, они их тоже делали) затесался хардкорный танковый симулятор. Любопытное сочетание, я вам скажу. Panzer Front вышел сначала в Японии 22 декабря 1999 года сразу на двух платформах — Playstation One и Sega Dreamcast. Спустя долгое время, он выходит в Европе (17 апреля 2001 года) и Северной Америке (10 сентября 2001 года). 8 февраля 2001 года в Японии выходит ещё и обновленная версия, которая получает приставку bis. Данная версия не вышла в Европе по причине того, что JVC Music Europe закрыл свое подразделение видеоигр, а других издателей Enterbrain искать не захотела. В Северной Америке релиз обновленной игры так и вовсе не был запланирован.

Так что же такое Panzer Front? Как уже было сказано выше — это хардкорный танковый симулятор, который не прощает ошибок и требует огромного внимания к мелочам. В игре представлено несколько танков, каждый из которых никогда в реальности не существовал, а также набор из нескольких миссий. Задания в игре уже соответствуют реальным событиям Второй Мировой Войны.  Особенностью Panzer Front является то, что даже запуская игру в первый раз, вы можете выбрать любой танк и любую миссию. Любители кампаний проходят мимо. Скажем так, это довольно странное решение, отчего Panzer Front поначалу может ощущаться эдакой демкой полноценной игры. Но нет, вот она, полноценная игра, в которой нет ни сценария, ни какого-то развития. Подчеркну ещё раз, это довольно странное решение. Причем, в вышедшей позже обновленной bis исправили часть недочётов, но мне в детстве она не доставалась.

Заряжай!

Заряжай!

Что с оценками?

Panzer Front получила не самые выдающиеся отзывы. Eurogamer отмечал интересную систему управления, хваля Enterbrain за смелость, ведь до Panzer Front подобных экспериментов с управлением не было. Даже сложность — это хорошо. По мнению Eurogamer, геймплей Panzer Front затягивает настолько, что на раздражающие моменты не обращаешь внимания. Но хвалебные песни сменялись скептическими тонами. А вдруг подобная система управления не подойдёт геймерам? Отсутствие кампании может отпугнуть. Сложность тоже не всегда хорошо. Взрыв своего танка от пары точных попаданий — это не совсем приятный момент.

Противник подбит!

Противник подбит!

Absolute Playstation тоже давал сдержанные отзывы. Тут и графика не самая лучшая, и разрушаемость могла бы быть лучше. Управление чрезвычайно сложное. Сложность такая, что иногда невозможно понять, откуда прилетел снаряд, взорвавший танк. По мнению данного издания Panzer Front могла бы быть более интересной, сделай ей чуть легче, однако в нынешнем виде игра подойдёт лишь для хардкорных геймеров.

Немецкое издание 4Players.de так и вовсе прошлось по Panzer Front катком. Вновь плохая графика, странная стратегия для танков, которая вроде работает и не работает, сюжетного режима нет, что тоже огорчает. В общем, за те же самые деньги, за которые можно купить Panzer Front проще купить модельки танков и солдатиков — это доставит больше удовольствия.

Что имеем в итоге, основываясь на оценках разных игровых изданий? Выходит, что Panzer Front — это игра, в которой все немногочисленные плюсы перекрываются многочисленными минусами. Но действительно ли все так плохо?

Управляя танком

Panzer Front предлагает нам примерить роль командира небольшого танкового батальона. В вашем прямом распоряжении находится один танк, а парой-тройкой других можно управлять раздавая приказы на стратегической карте. Звучит как возможность прорабатывать свои тактики для прохождения миссий? Ну, сначала надо понять, что в игре есть танки, подконтрольные вам, а потом уже сообразить, как ими управлять. Panzer Front не стремится объяснять различные аспекты, разбирайтесь во всем сами. Но да ладно, мы разобрались с этим, теперь-то будем стратегически мыслить? Если вам нравится неторопливый геймплей с постоянными паузами, то вы попали куда надо. Для остальных же управление танковым батальоном — это головная боль. И вроде там даже построение можно выбирать и контролировать их передвижение, НО! Представим, что мы говорим танку поехать из пункта А в пункт Б. По всей длине маршрута может находиться неприятель, которого может обнаружить, например, пехота (насколько я могу это понять) либо сам танк. Вопрос: за какое время танк из точки А достигнет Б? Правильный ответ — его подорвет ближайший противник. Все дело в том, что подконтрольные вам танки исполняют приказы с точностью до сантиметров. Вот если надо доехать до точки Б, значит надо, ну, а враги авось промажут. Искусственный интеллект крайне плохо проработан. Вот и получается, что мы либо не двигаем свой батальон, чтобы никто не погиб, либо двигаем, но короткими перебежками, что растягивает время прохождения миссий в разы. Но чаще всего получается другая ситуация: используем коллег как живой щит. По крайней мере, такая стратегия работает всегда. Ведь танки врага тоже не обладают большим интеллектом и будут отчаянно пытаться пробить уже подбитый.

Голубым цветом изображена подконтрольная вам техника, а квадраты на поле битвы - примерное место, куда начнет работать артиллерия.

Голубым цветом изображена подконтрольная вам техника, а квадраты на поле битвы — примерное место, куда начнет работать артиллерия.

Как командиру танка, нужно всегда иметь ввиду одну вещь — любой выстрел может быть фатальным. И здесь заключается главная сложность игры. Казалось бы, вот только-только на расстоянии километра появились враги, как все, игра окончена. И как писал Absolute Playstation, даже не всегда понятно, откуда был этот выстрел. И не совсем понятно, как просчитывается урон. Условный ИС-152 может собирать на себе целую гирлянду из снарядов, а может и взорваться с одного попадания. Возможно, лишь попадание в определенную точку вызывает критические повреждения. Причем сбоку и сзади шанс попадания в них гораздо выше. Но это и логично, ведь лобовая броня гораздо крепче. Поэтому очень важно грамотно просчитывать свое положение, чтобы не подставляться. Поверьте, это не так уж и сложно сделать. А что после проигрыша? Рестарт! Но можно сохраниться по ходу миссии. Это немного облегчает положение. Правда, всегда есть шанс сохраниться перед ситуацией, из которой невозможно выбраться.

Тут даже в зданиях огневые точки!

Тут даже в зданиях огневые точки!

Что касается управления своей боевой машины — оно довольно своеобразно. Привычной системы с движением на левом стике здесь нет. Вместо этого у нас две независимых гусеницы, каждой из которых можно управлять отдельно. А управляются они клавишами L1, L2 и R1, R2. Жмём на L1 и L2 едем вперёд. R1 и R2 — назад. Комбинируем клавиши и получаем довольно маневренную машину, способную развернуться на месте. Черт, можно даже вести огонь на ходу! Однако после первой попытки от данной затеи придется отказаться. Трясущийся прицел отбивает все желание брать противника нахрапом. Enterbrain постарались сделать управление максимально приближенным к настоящему. И ощущается оно просто потрясающе. До сих пор не понимаю, почему игрожурам именно эта часть игры показалась странной. В плане передвижения все довольно интуитивно. Единственное, когда можно хоть немного запутаться — это повернуть камеру на 180 градусов. Вот тогда можно запутаться.

Видов камеры тут целых два. От третьего лица мы передвигаемся по карте боевых действий, а с видом от первого лица уже ведём стрельбу по противникам. Следует отметить, что ориентироваться в пространстве при виде от первого лица становится практически невозможно. Да, игра стремится помочь вам с определением положения, рассказывая, где и какой враг находится, но из-за того, что общий фон немного сливается, ориентация в пространстве все равно затруднена.

Даже с бинокля можно поглядеть.

Даже с бинокля можно поглядеть.

Прицелиться! Огонь!

Итак, вот ваш первый противник. Неважно, кто это будет. Танк или ДЗОТ, вы видите его на расстоянии полутора километров, достаточно чтобы хорошо рассмотреть и попасть в слабые точки. Снаряд готов, наводимся и… Недолет? Что, да как так? Я точно видел, что наводился четко на врага. Подождите, это что, нужно ориентироваться на расстояние? Оказывается, в Panzer Front есть понятие баллистики. Необходимо постоянно делать поправки как на расстояние до цели, так и на скорость передвижения этой самой цели. Сейчас это не воспринимается чем-то неожиданным и новым, но в моем детстве, понятие баллистики было в новинку. Ну, максимум, я мог встречать разброс пуль в условной Medal of Honor. Так что нужно сказать «Спасибо» Enterbrain.

От меня не спрячешься!

От меня не спрячешься!

Снарядов в Panzer Front всего четыре вида. Ну и пулемет на случай, если вы обнаружили вражескую пехоту. Два типа снарядов используем для стрельбы по танкам, один по ДЗОТ, а четвертый появляется только у техники союзников. И это дымовая завеса. Видимо, таким образом разработчики решили компенсировать слабую броню, добавив в геймплей отвлекающие противника элементы. Каждый вид техники отличается ещё и скоростью перезарядки снарядов. Более лёгкие танки могут поддерживать неплохой темп стрельбы, в то время как тяжёлые машины, подобные ИС-152 такого сделать не могут из-за более массивных снарядов. А ещё довольно приятно наблюдать за анимацией погрузки снаряда, которая находится в правом нижнем углу. Вроде и мелочь, а выглядит здорово.

Вражеское укрепление?

Вражеское укрепление?

Выдуманные танки?

Насколько верным решением будет создание хардкорного танкового симулятора, отсылающего во времена Второй Мировой Войны, с миссиями, имеющими историческую подоплеку, но вот главный атрибут игры выдумать из головы? И вновь немного странное решение. Танки в игре никогда не существовали в реальности. С другой стороны, Enterbrain наполнила Panzer Front отсылками. К примеру, немецкий танк E-79 отсылает к целой серии боевых машин, которые вполне могли появиться на фронте, продлись война ещё несколько лет. Доподлинно известно лишь о существовании прототипа сверхтяжелого E-100, но до наших дней он не сохранился. А вообще модели E-79 не существует, несмотря на то, что он очень похож на модель E-75. И получается, что Enterbrain добавила в игру несуществующий танк из несуществующей линейки боевых машин. Двойное погружение, так сказать. А вот Aureole 75, второй немецкий танк из Panzer Front — это уже намек на линейку самоходок JagdPanzer. Советские же танки своими названиями похожи на реально существующие. ИС-152 отсылает к ИСУ-152, а СУ-122С к ИСУ-122С, принятыми на вооружение после 1943 года. Танк союзников T69E3 возможно (я не уверен наверняка) отсылает к T69, созданному в 50-х годах на базе T42. Shortbull же — это отсылка к T95, который также создавался в 50-х годах, но на вооружение взят не был.

Что ж, у каждого танка были либо прототипы, либо реальные аналоги. То есть Enterbrain не придумывали технику из воздуха. Однако все равно непонятно, почему нельзя было брать реальные аналоги, ведь они-то в игре все равно присутствовали. И в количестве явно большем, чем шесть штук.

А вот и наш набор придуманной техники.

А вот и наш набор придуманной техники.

Визуальная составляющая

Описать картинку в Panzer Front не так-то и просто. Поначалу обращаешь внимание на детализацию танков. Ох, для Playstation One она великолепна. Техника ощущается настоящей, а не картонной коробкой на шарнирах. Башня неторопливо поворачивается за прицелом, снаряды рикошетят от брони, блин, да там даже катки на гусеницах крутятся! Вкупе с потрясающей обратной отдачей, визуальная часть и необычное управление техникой дарят незабываемые эмоции. Каждое попадание по броне — настоящее испытание. Моторчики в геймпадах работают на полную мощность, неподготовленные к этому могут запросто выронить джой из рук! Enterbrain, за это вам низкий поклон. До сих пор не встречал ничего похожего.

Минус один!

Минус один!

Вопреки игрожурам, которые ругали Panzer Front за плохую графику, мне наоборот хочется разработчиков хвалить. Танки оставляют после себя следы траков, могут ломать некоторые препятствия на своем пути, такие как одинокие деревья и столбы, прорываться сквозь густые заросли, застигая соперника врасплох — этого разве мало, чтобы уже отметить данный момент положительно? Хорошо, а как насчёт эффектов от обстрела во время атаки? Батальон атакует, вокруг вздымается от снарядов земля, полыхают огнем соседние танки, но если остановиться сейчас, можно попасть и под серьезный обстрел по площади. Визуально это смотрится просто невероятно. И не только для масштабов Playstation One. Мне не совсем понятны претензии к графике, когда Enterbrain выжали все, что только могли. Да, некоторые части локаций выглядят слегка однообразно, деревья достаточно скудные. Но сами карты-то обширны и на них располагается огромное количество всего! Полагаю, попытка добавить новые текстуры окружения уперлась бы в потолок ёмкости CD-диска.

Окружение добавляет к атмосферности происходящего.

Окружение добавляет к атмосферности происходящего.

Итоги и мои воспоминания

Несмотря на смешанные оценки, Panzer Front обзавелся сиквелом на Playstation 2. Правда, у него с оценками все еще хуже. Собственно, на этом серия и исчерпала себя. А жаль, ведь оригинальная игра и ее обновленная версия — это что-то невероятное. Удивительный эксперимент Enterbrain так и остался непонятым. Игровые журналы кричали одно и тоже, дескать, управление неудобное, простым геймерам будет тяжело. С позиции человека, который когда-то давно, будучи маленьким десятилетним мальчишкой, запустил Panzer Front впервые, могу сказать, что сложностей в понимании управления танком не возникает. И вновь хочется отметить, что все довольно просто и интуитивно. Никаких сложностей не возникало и с выбором снарядов. Ага, вот этот не пробивает, давай попробуем следующий. Да, игре стоит поставить жирный минус за отсутствие кампании и внятной системы обучения (в обновленной версии с приставкой bis определенная история все же была, но речь идёт о ее предшественнице). В Panzer Front есть небольшое тренировочное задание, но оно больше на понимание механики стрельбы. Претензии к графике тоже не совсем понятны. Танки отлично детализированы и анимированы, окружение не выглядит игрушечным фоном, на котором не происходит ничего. Напротив, постоянно видны попадания снарядов в землю, в танки, в дома, если такие есть на картах. Визуальная часть игры дарит отличную атмосферу, а это самое главное, на мой скромный взгляд.

Panzer Front — это игра не для всех, безусловно. Для хардкорных геймеров она отлично зайдет. И несмотря на то, что с момента выхода игры прошло чуть меньше двадцати пяти лет, она до сих пор в строю! Великолепный в меру сложный геймплей, неплохое разнообразие миссий, большой простор для стратегических ходов — это стоит того, чтобы попробовать Panzer Front и сейчас.

Ну и немного моих воспоминаний. За Panzer Front я проводил много вечеров и даже ночей. Всегда хотелось попробовать что-то новое. А что если обойти батальон с фланга, а не бить в лоб? И все в таком же духе. Потом привыкаешь к тому, что все чаще запускаешь одни и те же уровни, которые казались мне на тот момент интересными. И вот когда я поставил себе цель пройти каждый набор миссий за каждый из шести танков, то довольно быстро столкнулся с проблемой. Задания от Shortbull и Aureole 75 мне так и не покорились. Первый танк был громадной мишенью со слабой броней, а второй вроде был пластмассовой самоходкой, отчего практически каждый противник, заходящий с фланга, легко разбирался с этой странной турбированной машиной. Вот и получается, что набор миссий я выполнил за каждую сторону, но закончить игру, так сказать, на 100% не получилось.

Спасибо за внимание!

P. S. А Вы знали, что в Panzer Front можно играть и вдвоем? К сожалению, не на разных танках. Вместо этого один из игроков может управлять передвижением техники, а второй — стрельбой. Вот и внезапный кооператив, о котором почему-то никто не говорил.


Добавить комментарий