Концепция «исторической личности» в Disco Elysium

Сразу после своего выхода «Disco Elysium» вызвала множество споров среди фанатов, как о философском, так и о политическом аспектах показанного мира.

Но никто не отметил важной детали вселенной, вложенной в игру разработчиками из студии ZA/UM!

В связи с этим сегодня я расскажу Вам о том, как в «Disco Elysium» показан феномен культа личности, роль отдельного человека в истории человечества и принцип «божественного права королей», а также о том, как как во всем этом замешана Долорес Дей и Фридрих Гегель!

Приятного просмотра/прочтения!

В «Disco Elysium» разработчики из эстонской студии ZA/UM поднимали множество различных
политических тем — от обычного сравнения коммунистов, центристов и либералов,
до составления собственной концепции расовой теории.

Но в урагане споров между фанатами «Disco Elysium» многие даже не заметили простой иронии
— игра сама высмеивает
подобного рода дебаты и дискуссии.

Ведь
приверженцы той или иной политической точки зрения ничем не отличаются от рефлексирующих
внутриигровых персонажей, ностальгирующих по ушедшему прошлому и желающих
укреплять позицию рабочего пролетариата или, напротив, жаждущих свободных
рыночных отношений. Или даже всего понемногу.

Как же я ЛЮБЛЮ БТС, вот они слева направо…

Но сегодня я бы хотел рассмотреть более
философско-политические аспекты игры. Я расскажу Вам о том, как в «Disco Elysium» показан феномен культа личности, роль
отдельного человека в истории человечества и принцип «божественного права
королей» и как во всем этом замешан Фридрих Гегель.

Но сначала немного предыстории.

О Серости и Невинностях

Мир «Disco Elysium»
уникален по своей структуре — он представляет из себя несколько цельных кусков
суши, то есть «Изолов», изолированных друг от друга, словно острова в океане.
Но между ними протекает не обычная вода, как в нашей с Вами вселенной, а нечто
под названием «Pale» — или, если верить переводчикам — «Серость».

Это что-то, что не
имеет ни цвета, ни запаха, ни каких-либо признаков. Серость нельзя назвать
жидкостью, туманом или даже субстанцией, но данная аномалия покрывает большую
часть доступного пространства — около 72% известной поверхности Элизиума.

Серость
крайне трудно описать или измерить, так как рядом с ней перестают действовать
известные законы физики и математики. Однако уместно будет процитировать весьма
подходящее и поэтичное описание этого феномена:

«Представьте,
что вы смотрите на бескрайний океан ночью, в полной темноте. Вы не видите его,
но знаете, что он там. Он огромен — больше, чем что угодно ещё, даже больше,
чем всё это вместе».

— Likoris

Длительное
воздействие этого явления считается губительным для человека. Возможно, из-за
последствий длительной сенсорной депривации, а возможно, из-за того, что
Серость является не просто отсутствующей материей, а чем-то в роде «потоков
энергии» прошлого.

Например, существует
легенда про автомагистраль, которая ведет в бесконечное никуда — отправляясь по
ней, человек начнёт всё постепенно забывать, но при этом, может взамен приобрести
отрывки чужих воспоминаний о событиях, которые сам никогда не проживал.

В свою очередь таймлайн вселенной Элизиума включает в себя
восемь тысяч лет, которые делятся на несколько периодов, каждый из которых
связан с определённой «избранной» личностью в истории. Именуются такие
персонажи — «Innocences» или же «Невинностями».

Они являются непогрешимыми, а их решения, по сути, считаются
чем-то неизбежным — это не приказы или правила, а предрешенное будущее. А когда
Невинность обнаруживается, то такого человека сразу назначают в качестве
правителя. И, в целом, появление подобных людей каждый раз воспринимается как новая
веха в развитии всего человечества, поскольку благодаря их действиям ускоряется
прогресс почти во всех сферах жизнедеятельности Элизиума. То, что просто так
должно было занять 200 лет, произойдет всего за 20. Короче говоря, «пятилетка
за три года».

Всего насчитывается шесть невинностей, а хоть какая-то
информация имеется о четырех из них. Но самой значимой для истории мира игры была
Невинность Долорес Дей — она правила около трёхсот лет назад до основных
событий, показанных в Disco Elysium и, по большей степени, я буду проводить аналогии с этим персонажем, дабы
не утомлять Вас ненужной информацией.

Ее считали родоначальником всех общепринятых прогрессивных
человеческих ценностей, — гуманизма, всеобщего образования, космополитизма.
Помимо прочего, она считалась самой прекрасной девушкой на свете, красотой которой
вдохновлялись абсолютно все, и по легенде во время коронации, ее легкие и вовсе
засияли теплыми лучами, из-за чего впоследствии на иконах она стала
изображаться именно с таким необычным элементом.

Хотя
ее часто признают величайшим из когда-либо живших людей, многие находили и
нечто зловещее в этой личности. Это касалось как принимаемых жестких
политических решений, так и общего восприятия данного персонажа обществом. Многие
жители Элизиума видели в этой невинности нечто одинокое, параноидальное и даже
пугающее, что «редко упоминают, но „чувствуют“, когда думают о ней…»

И
именно это привело к концу Долорес Деи — один из агентов ее специальной секретной
службы, убил девушку на 22 году ее правления, заподозрив, что всеми любимая
«мать человечества» не человек вовсе, а нечто иное. Время от времени забывала
дышать, обладала неестественно горячим телом. Ну и ранее названные светящиеся
легкие — не то чтобы норма.

Это
нечто, что ходило по миру, наблюдая, как человечество спотыкается сотни, если
не тысячи лет. Пока однажды не решило вмешаться — вмешаться в ход человеческой
истории.

«Мы
должны были придумать это сами!»

— кричал убийца Долорес Дей во время
допроса.

И возможно Вы
подумаете: «Visoda, зачем нам вся эта информация и при чем тут этот Гегель

Ни кипишуй, дорогой читатель, сейчас все
объясню.

Философия влияния личности на историю

Одной
из наиболее известных философских концепций роли личности в истории является
точка зрения философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Так,
согласно его взглядам, носителем исторической необходимости является мировой
разум, который направляет историю таким образом, что использует интересы,
страсти, стремления людей, в том числе и выдающихся, как средства для
достижения своей цели — осуществления прогресса в осознании и реализации
свободы человека.

Гегель
при этом не отрицает влияния личности на ход развития подлинной свободы
человека в истории, но это влияние у него полностью зависит от тайной
мистической связи выдающейся личности с мировым разумом. Причем природа и
механизм этой мистической связи остается загадкой, она просто существует как
данность и познать ее человек не может.

Эти
избранные, критически мыслящие личности и являются путеводной звездой развития
истории, поскольку связаны с особыми сферами деятельности в обществе — сферой
духовного производства и системой управления. Народ при таком подходе
превращается в толпу, следующую за ними и слепо подчиняющуюся воле
надисторических личностей.

В реальности такому мнению противопоставляется, грубо говоря,
материалистическая концепция с включением обязательного влияния социальных
элементов на изменения в обществе, при которых отдельная историческая личность
является лишь гласом народа и времени, а без их влияния, в одиночку, никто не
способен изменить мир.

Однако, исходя из лора игры, невинности являются явно чем-то
большим, нежели обычными, рядовыми гражданами, взявшими на себя бремя
лидерства.

Держа подобную концепцию в голове, сразу становится заметен
комментарий авторов «Disco Elysium» о роли и важности какого-то определенного лица в исторических процессах
и о том, происходят ли на самом деле все эти события сами по себе или же по
вине той или иной личности.

Такая
точка зрения на роль личности в истории многофункциональна: она может
трактоваться с различных позиций и использоваться на практике в различных
вариантах. Например, в работах религиозных
философов.

На протяжении всей нашей истории монархи и другие главы государств часто пользовались
огромным почтением, а им самим приписывались сверхчеловеческие качества. И согласно принципу «божественного права королей», особенно в средневековой Европе, правители занимали свои должности по воле Бога: Древний Египет, имперская Япония, инки, ацтеки, Тибет, Таиланд и Римская империя особенно известны своим переопределением монархов как «королей-богов».

В западной концепции «божественного права королей» главное обоснование богоданной власти короля
заключалось в том, что он относился к своим подданным так же, как отец
относится к своим детям. Подобно тому, как никакие проступки со стороны отца не
могут освободить его детей от послушания

Точно так же в Элизиуме Долорес Дэи считалась матерью всего
человечества, а другая невинность — Франконегро, живший за двести лет до нее,
выступал чуть ли не фигурой строгого, но справедливого отца, несмотря на
продвигаемую им же повсеместную политику милитаризма и национализма.

Ну в реальности хотя
бы Ленина со Сталиным не обожествляют, и на том спасибо…

Хотя погодите-ка…

О культе личности

Часто с новыми революционными преобразованиями в обществе
ассоциировался один-единственный лидер и к нему относились как к
доброжелательному «проводнику» нации, без которого не могло произойти
заявленное преобразование к лучшему будущему.

Поднимая подобную тему, Томас А. Райт в статье 2013 года «Что такое характер и почему он
действительно имеет значение
» писал:

«Феномен культа личности
относится к идеализированному, даже богоподобному публичному образу человека,
сознательно формируемому и формируемому посредством постоянной пропаганды…

Культ
точки зрения личности фокусируется на часто поверхностных, внешних образах,
которые многие общественные деятели культивируют для создания идеализированного
и героического изображения».

— Томас А. Райт

В период расцвета своего правления эти лидеры почитались как
великие вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их
портреты; художники, композиторы, писатели, поэты создавали в большом
количестве произведения, раскрывающие различные грани неповторимых этих личностей.
Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и в
правящих партиях.

И если для Эстонии досоветской эпохи культ личности был не
так свойственен (поправьте меня, если это не так — история Эстонии — это не то,
в чем я однозначно хорош), но отпечаток, наложенный происходящими в 20 веке
событиями дал разработчикам из студии ZA/UM почву для собственных мыслей и рассуждений.

Точно так же, в великую эпоху Долорес Деи и других
невинностей, что двигали человечество в будущее, мир Элизиума процветал. Но
после ухода последней из них, благоустройство постепенно стало сходить на нет.

Основываясь
на примерно таких же размышлениях внутри игрового сообщества появилась теория о
том, что главный герой «Disco Elysium» — Гарриер «Гарри» Дюбуа на самом деле
выступает новоявленной невинностью, чему виной является его взаимодействие с Серостью.
Начиная от рандомных глубокомысленных воспоминаний о событиях прошлого
человечества, заканчивая паранормальными видениями и общением то с трупами, то
с мифическими насекомыми. Хотя, возможно, это все следствие постоянного
алкогольного угара и приема запрещенных веществ, но слишком много доводов
говорят об обратном. Если интересно узнать побольше — советую почитать об этой
теории отдельно, там очень много занимательных размышлений.

Надеюсь, теперь ты, дорогой читатель, уловил основную мысль,
но если нет, то резюмирую её.

В
настоящий момент в игре нет однозначного ответа на то, кто такие невинности,
есть ли у них сверхъестественный дар или все это обычная ложь во благо
объединения общества.

Но, по моему мнению, разработчики из ZA/UM
вложили во вселенную «Disco Elysium» собственный взгляд на концепцию Фридриха
Гегеля о влиянии неизвестных вселенских сил на историю человечества и ее проявления
через действия выдающихся исторических личностей. И
как мне кажется, во вселенной их игры в качестве такой вселенской силы
выступает именно Серость.

«Вы не видите ее, но знаете, что она
там. Она огромна — больше, чем что угодно ещё и даже больше, чем всё это вместе».

А на этом все, спасибо за прочтение.

Ваш Visoda.

Добавить комментарий