Обзор.>Observer_

Привет, дорогой читатель, с тобой Зомби, и у нас сегодня разговор об игре Observer.

  Видеоверсия. В ней немного больше сказано, чем в блоге.

В названии блога присутствует слово «обзор», но это не совсем обзор.

Если игра вызывает у меня противоречивые чувства (восторг, смешанный с недоумением как в моем случае с Deus Ex) или яркие и необычные эмоции (например, неподдельный страх, как в случае с System Shock 2), то это гарантированно приводит к созданию обзора.

Но бывают и другие случаи. Случаи, когда я просто искренне люблю какую-то игру или франшизу, но мне нечего сказать в отдельном блоге, кроме как простого и незамысловатого «иди и играй, чего ты ждешь».

Такой случай у меня с Observer. Я люблю эту игру. Для меня это одна из лучших киберпанк-игр, и я проходила ее больше, чем 4 раза.

Но желания сделать обзор никогда не возникало. До ноября 2021ого.
В ноябрьском блоге я упоминала Observer и приводила примеры из него, и во время поиска футажей для видеоверсии мне мало того что дико захотелось поиграть в Observer еще раз, так еще и меня накрыла неслабая такая волна вдохновения, и вот сейчас вы результат этой волны и читаете.

Почему это разговор, а не обзор? А потому что здесь не будет стандартной схемы из «геймплей, дизайн, сюжет, саундтрек, персонажи».
Я выделила для себя три аспекта, следуя которым мы неуловимой тропой из неона пройдемся от начала игры до ее конца. Ну и там еще один аспект маленький в конце будет.

Итак.

ОДИН ДОМ = ЦЕЛЫЙ МИР

Многим играм нужно создавать целые города или галактики, чтобы раскрыть мир и вселенную своего произведения. Обзёрверу для этого нужен один единственный дом.

Всё действие игры от и до происходит в многоквартирнике неблагополучного района города Краков.

И лишь пролог этой игры происходит не в этом доме.

Игра стартует в полицейской машине. Главный герой Дэниэль Лазарски — очевидно полицейский, находится на дежурстве, однако преступлений особо нет, так что он просто дрыхнет.

Будит его коллега по радиосвязи и интересуется, принял ли Дэн синхрозин. Мы довольно быстро понимаем, что Дэн аугментирован и вынужден принять лекарство, которое не позволяет аугментациям отваливаться. 


Обзор.>Observer_

Как нейропозин в Деусе, только тут это синхрозин.

Связь внезапно с коллегой прерывается. Кто-то хакнул частоту, на которой находится радио в машине Дэна. Этим кем-то оказывается его сын — Адам.
Из их короткого разговора мы узнаем, что Дэн со своим сыном уже давно не общался, они поругались по неизвестным нам причинам много лет назад. Но теперь сыну нужна помощь отца и срочно.


Обзор.>Observer_

Звонок обрывается под тревожную фразу Адама: «Ты не сможешь это контролировать».

Дэн, судя по всему, несмотря на ссору с Адамом за сына всё равно переживает. Он просит систему отследить, откуда исходил звонок. Звонок шел из дома в неблагополучном районе, где живут граждане класса С.


Обзор.>Observer_

Как несложно догадаться, самого низшего класса в мире этой игры.

Дэн прибывает в этот дом, знакомится с консьержем по имени Янус, выясняет, где квартира его сына, и поднимается в нее.

А мы, игроки, видим, что дом выглядит не столь уж и паршиво. Пол, стены, потолки, лестницы и объекты светятся и сияют.

Везде пробегают неоновые огоньки, яркие полосы, и всё словно очерчено неоновыми лентами.

Ну вы и сами видите на своих экранах, как это выглядит. Тут лучше один раз увидеть, как говорится.

Дэн поднимается в квартиру сына и находит там труп без головы.

Дэну становится плохо, однако он быстро берет себя в руки и начинает анализ трупа при помощи хитроисполненных имлантов, сильно облегчающих ему задачу в расследовании.

Здесь мы осознаем, что большая часть аугментации у Дэна — мозговая. Он не рядовой полицейский, он нечто большее.

Обследование трупа толком ничего не выявило, может, это Адам, а, может, и не Адам…


Обзор.>Observer_

Дэн до конца игры будет убеждать себя, что это был не труп его сына.

Дэн выходит из квартиры, и случается событие, которое намертво запирает нас в этом доме до самого конца игры. Локдаун. Происходит он из-за того, что в доме якобы обнаружили вспышку нанофага. Нанофаг — это местная серая смерть, о ней Дэн упоминает в текстовом вступлении Обзёрвера. Болеют ей люди с аугментациями, из-за нее у людей не только аугментации отваливаются, но и в принципе всё тело начинает разлагаться.

Страшная штука, иными словами.

Вместе с локдауном происходит еще одна вещь, которая открывает на глаза на лор и вселенную игры. Электроснабжение частично отрубается, и дом переходит в режим аварийного питания. А это значит, что все эти голограммы внутри дома тоже отрубаются. И мы видим, как выглядит этот дом на самом деле.
Отвратительно он выглядит. Это бомжатник. Ободранные стены, загаженные углы, мусор, мухи и грязь.

И вот тут мы понимаем, всю степень классового неравенства в этой игре.

Обычно киберпанк-игры показывают нам классовое неравенство легко и просто. Нам показывают высший класс, которые живут как боги, и низший класс, который живет в трущобах. Обзёрвер справляется с этим и без показа высшего класса.

Очевидно, что в этом мире разделение на классы является нормой. Правительство осознанно отделяет класс А от класса Б, класс Б от класса С, путем разделения города и сфер работы на отдельные зоны.

Класс С вынужден жить в трущобах, и вместо того, чтобы как-то улучшить жизнь класса С, правительство просто, что называется, накрыло его простынкой.

На неблагополучные дома натянули неоновые текстуры, чтобы они выглядели прилично. Ну то есть вы видите всю степень несправедливости? Вместо того чтобы убрать грязь, её просто накрыли сверху красивой тканью. Как говорится: не вижу проблемы, значит ее не существует (нет).

было — стало

Это отлично рисует нам антиутопию этой игры. Властям плевать, им проще разделить всех на классы и сделать вид, что проблемы нет, чем улучшить этот город и жизнь граждан.

И это нам показывает такое простое и незамысловатое событие как отрубившееся электричество.

Итак, Дэн оказался заперт в доме. Но расследование есть расследование, и Дэн начинает опрашивать граждан этого дома и обследовать открытые квартиры.

И тут надо отметить, что Bloober Team с честью выкрутились из ситуации с маленьким бюджетом.
Все жители этого дома будут разговаривать с нами по домофону, не открывая нам дверь, либо мы будем обследовать их пустующие квартиры, либо будем читать имейлы этих жильцов.
Но благодаря великолепно составленным диалогам и запискам мы узнаем о мире этой игры если не всё, то довольно многое.
Серьезно, Observer — это единственная игра, в которой каждый диалог и каждую записку я послушала и прочитала. Очень живые разговоры и очень интересный текст. И самое крутое — тут и русский перевод великолепен. Это один из лучших примеров качественного перевода.

Кто бы тут ни занимался переводом — чувак или чуваки, дикие респекты вам.

Благодаря диалогам, обследованию квартир и запискам мы узнаем, что:


Обзор.>Observer_

— В этом мире выращивают органы, причем на свиньях, и вполне успешно;


Обзор.>Observer_

— В этом мире есть виртуальная реальность, и некоторые люди в ней застревают, потому что реальный мир — отстой;


Обзор.>Observer_

— В этом мире есть сплайсеры: люди, которые внедряют себе ДНК животных и превращаются в наполовину зверей;


Обзор.>Observer_

— В этом мире есть андроиды. Угадайте, для чего их используют чаще всего;


Обзор.>Observer_

— В этом мире люди могут объединять сознание в одно для того, чтобы выжить;


Обзор.>Observer_

— В этом мире люди делают себе необычные татуировки, которые светятся и двигаются;


Обзор.>Observer_

— В этом мире люди могут работать цифровыми курьерами и переносить данные прямо в голове, как Джонни Мнемоник;


Обзор.>Observer_

— В этом мире у всех есть чип в голове (нет этого чипа только у пуристов — товарищей, отрицающих аугментацию. Такие есть в любом киберпанк-произведении).

— Ну и некоторые вещи никогда не меняются: низшие классы долбят наркоту и боятся полицейских. Но один особенный класс полиции они боятся сильнее прочих.

Одну особенность мира мы узнаем от самого главного героя. В полиции служат так называемые Обзёрверы или Наблюдатели, если вам нужен русский перевод. Просто «Обзёрвер» звучит пафоснее.

В их голову вшивается большое количество аугментаций, с помощью которых они подсоединяются к разуму подозреваемого, и путем копания в воспоминаниях находят нужную информацию.

Это значительно упростило процедуру допроса, ведь больше не нужно гадать, врет тебе человек или нет. Обзёрвер сам всё определит.

И именно Обзёрвером и является Дэн.

В ходе обследования дома он натыкается на трупы, оставленные загадочным убийцей. И вот здесь мы переходим ко второму аспекту.

ВСЕГДА НА ШАГ ПОЗАДИ

Надо сказать, что я огромный поклонник экшена. Серьезно, меня вот хлебом не корми, а вкусной экшен-сценой корми. Меня не очень-то интересуют копания в себе и в других людях и какая-то пресловутая философия. В киберпанк-произведениях для меня тоже важен экшен.

Однако, геймплей Обзёрвера меня всегда устраивал. Вы уже поняли, что в этой игре как такового геймплея-то нет. Главный герой ходит, разговаривает с жильцами, обследует трупы и подсоединяется к трупам, дабы откопать нужные сведения и продвинуться дальше по делу. И в воспоминаниях жертв мы тоже занимаемся ходьбой, только уже в значительно более бэдтриповой обстановке.

Более того, игра очень неторопливая. До такой степени, что Дэн по жизни не успевает предотвратить хоть какое-то событие в этой игре. Он как будто всегда приходит туда, где 5 минут назад уже всё произошло, и сделать уже ничего нельзя.

Кто-то скажет: какой вообще смысл играть в игру, где главный герой — такой вот тормоз, ни на что не влияющий?

Как ни странно, необратимость — это главная тема этой игры. Главный герой не только не в силах предотвратить эти события, но он и сам не хозяин своей судьбы. Для него все было решено как только он пересек порог этого дома.


Обзор.>Observer_

Начиная от этого момента и до конца игры, он уже на свою жизнь никак повлиять не может.  

И даже две концовки игры приводят к одному и тому же результату. Просто в одном случае для Дэна всё плохо кончится, а в другом случае… ну не так плохо, чуть получше.

Здесь сыграл на руку жанр игры. Действительно мрачный киберпанк всегда касается темы необратимости происходящего, некой безысходности и бессилия.

В хорошей киберпанк-игре ты в лучшем случае — наблюдатель, но никак не вершитель судеб.

И, казалось бы, какой смысл играть за героя, чья судьба уже предрешена? А главный герой-то —  классный в этой игре, вот тебе и причина за него играть и переживать за него.

И мы подходим к последнему аспекту.

ЧЕГО БЫ МНЕ ЭТО НЕ СТОИЛО

Для начала нужно рассказать, кто именно сыграл главного героя, то есть подарил ему свою внешность и свой голос.

Помните фильм Бегущий по Лезвию, снятый Ридли Скоттом? Фильм был очень красивый, он в плане визуала был невероятен.

Хотя сам фильм капец какой скучный, да и Харрисон играет на отвали, словно Ридли Скотт у него паспорт забрал до конца съемок.
Но визуал делал этот фильм запоминающимся.

А знаете, что еще делало этот фильм запоминающимся? Мемасная сцена.

Та самая сцена, в которой Рой Бати говорит Декарду свой легендарный диалог: «Я видел то, что вам людям и не снилось… все эти моменты затеряются как слезы в дожде».

Роя сыграл Рутгер Хауэр, и именно он сыграл Дэна в Обзёрвере.

Надо сказать, что у Хауэра великолепный голос. Очень приятный тембр, глубокий, хрипловатый и чарующий. Плюс ко всему, Хауэр отлично отыграл Дэна. Персонаж получился очень человечный, несмотря на то, что сильно аугментирован.
Он иронизирует, беспокоится, подшучивает, грустит, звучит устало или наоборот бодро, он может испугаться, может приободрить.

ПРИМЕРЫ ГОЛОСА

Каждая его реплика отыграна так, что ты буквально чувствуешь эмоцию, которую на данный момент проявляет его лицо.

Отличнейшая работа. Тот момент, когда актер оживил своего персонажа по максимуму, пользуясь лишь своим голосом.

С Дэном хочется быть. Нам интересно вместе с ним расследовать, мы переживаем за него, когда видим, что подключения к трупам даются ему всё тяжелее, вместе с персонажем задаем вопросы о том, реально ли происходящее здесь и сейчас, и вместе с ним делаем тяжелый выбор в конце игры.

Дэн — это одна из причин, по которой в эту игру хочется играть. Да, я его даже по фамилии или полным именем практически никогда не называла, заметьте.

В ходе всей этой истории нам не только интересно наблюдать за персонажем, нам и его предыстория любопытна. Хотя бы узнать, чего он с сыном-то поругался.

Тем более, из-за частых погружений в течение одного вечера Дэн при подключении к разуму очередного трупа начинает видеть и свои воспоминания, они обрывками вторгаются в чужие мысли, и связаны эти воспоминания всегда с сыном и с женой главного героя.

Уже ближе к концу игра покажет нам катсцену, которая раскроет нам все карты относительно ссоры Дэна с его сыном.

Когда меня спрашивают, в какой игре меня впечатлил сюжет, я сразу вспоминаю Обзёрвера и вспоминаю эту конкретную катсцену из него. Она оставила меня в невероятно противоречивых чувствах, в которых я не могу разобраться до сих пор.

Итак, у Дэна была жена. Жена тяжело заболела, и спасти ее жизнь могла обширная аугментация. Какой именно части тела не говорится, но я подозреваю, что аугментация мозга.
Жена от операции отказалась, она предпочла умереть. Дэн на вопрос своего сына, почему тот не уговорил маму на аугментацию, ответил, что в результате этого вмешательства она стала бы совсем другим человеком.

Кроме того она надеялась справиться с болезнью сама, без радикальных мер. Но она не справилась. Дэн решение своей жены принял, а вот Адам нет.
Именно здесь и зародился конфликт этих двоих. Пацан считал, что отец должен был уговорить мать на аугментацию, и плевать, что она этого не хотела, и плевать, что она стала бы другим человеком, он слишком сильно любил свою маму, и он считал, что Дэн не должен был давать ей умереть.

Но это было лишь зерном их ссоры. А вот прорастет это зерно немного позже и по другим причинам.

В какой-то момент главного героя робокопнули… ммм… адамодженснули… в общем, с ним случилась катастрофа.

Что произошло нам не говорят, то ли авария, то ли неудачная перестрелка, то взрыв в лицо, но, судя по словам за кадром, Дэну настал тотальный звездец.
Его положили на операционный стол с целью аугментировать, и, казалось бы, типичная история, но…


Обзор.>Observer_

Он пытается отказаться.

Не знаю, почему но для меня это момент — потрясающий до глубины души. Он был в сознании достаточно, чтобы дать отказ. Начинаешь задумываться, а отказались бы Мёрфи из Робокопа или Дженсен из Deus Ex, если бы были в сознании?

Дэн чтит память своей жены и поэтому не хочет вот так вот спасать свою жизнь.


Обзор.>Observer_

 Но голос за кадром, скорее всего, напарник Дэна, произносит фразу, которая словно дает оплеуху Дэну.

После чего главный герой вспоминает фразу, которую произнесла его жена, когда просила вырастить и защитить их ребенка.

Он бы согласился на смерть, но ради ребенка и ради последнего желания жены он продолжил жить.

Почему из него попутно сделали Обзёрвера — это хороший вопрос. Видимо, в полиции Кракова их не хватало, а Дэн оказался отличной кандидатурой.

Но дальше наступает самое неприятное. Сын этого поступка отца не оценил.

Я ненавижу Адама за эту фразу. Эта фраза — это вот та самая причина, по которой я в первое прохождение, не задумываясь, выбрала концовку «отвергнуть Адама».  Да катись ты в ад, Адам.

Естественно, сюжет и драма Обзёрвера не строятся на одной лишь этой катсцене-предыстории. Но для меня это очень сильный момент, делающий эту игру обязательной к прохождению.

ИТОГ

А итог тоже будет личный. Хочу Observer 2. Серьезно, Bloober Team, сделайте вы сиквел.

Да, Рутгер Хауэр уже не вернется к своей роли, актер умер в 2019ом, светлая ему память.
Но и история Дэниэла Лазарски была закончена, там нечего было продолжать.

Но ведь Обзёрвер — это не один человек, это целая фракция внутри полицейской структуры. В следующей части запросто можно было бы ввести нового Обзёрвера, который также проводил бы расследования в этом крайне мрачном, антиутопичном и отлично проработанном мире 2084ого года.

И напоследок небольшой и отдельный аспект. Да, в этот разговор об игре все-таки закралось немножко обзора.

Очень хочется отдельно обозначить свое отношение к ремастеру Observer под названием System Redux и немного сказать о саундтреке.

System Redux вышел в 2020ом году, и я не могу сказать, что его стоило выпускать отдельной игрой.

Что поменялось? Была полностью перерисована и обновлена графика, и были добавлены 2 новые дополнительные миссии. Да, в Обзёрвере есть допки.

Мое отношение к новой графике таково что никаково. Мне не нравится, как всё стало выглядеть, раньше было лучше.

Причем я вообще не понимаю, почему меня раздражает новый облик мира Observer. Вроде деталей стало больше, выглядеть всё стало поинтереснее и ярче, видны старания дизайнеров, однако мне не нравится и всё тут.

Впрочем, это очень субъективно. Я склона рекомендовать играть в первоначальную версию Обзёрвера, но отговаривать вас от игры в ремастер я не буду, вполне возможно, что вот такой визуал вам зайдет больше.

И второе: две дополнительные миссии. Вот это сделано отлично, обе миссии хорошо составлены.

Особенно вторая, связанная с алтарями и мужиком, преследующим какую-то девушку. В какой-то момент вам придется погрузиться в разум этого сталкера, и ответы, которые вы там найдете, вас удивят.

Но стоило ли ради двух неплохих допок делать отдельный ремастер? Да по мне так, не стоило. С другой стороны, этот ремастер немного оживил интерес к Observer спустя 3 года выхода игры.

И хочется отдельно отметить саундтрек игры. Не мой тип саундтрека, он очень грузный, мрачный и давящий, но это тот случай, когда это чисто вкусовщина. Саундтрек отличный, если что. И запоминающийся. Когда мне говорят про саунд Обзёрвера, я сразу же вспоминаю

либо это
либо это
Что хороший знак, композитор явно постарался.

Кстати говоря, в рубрике Стопгейма «Страшно, вырубай» для заставки был использован именно саундтрек из открывающих титров Observer. Отличный выбор.

Собственно, это всё, что мне хотелось рассказать про Observer.

С вами была Зомби. Всех с наступившим новым годом! Была рада быть на этом сайте и писать для вас блоги. В наступившем 2022ом году в моих блогах вновь будет сделан упор на тематику киберпанка и на Deus Ex. Потому что хочу.

Еще раз всех с новым годом и до встречи в этом же месяце, то бишь в январе.

Добавить комментарий