Помни…: Обзор


Актуально для платформы: PC

Студия Ice-Pick Lodge и её глава Николай
Дыбовский
известны, наверное, всем, во всяком случае на постсоветском пространстве.
Приверженцы концепции «Видеоигры как искусство», они используют нестандартный
подход к разработке, который чувствуется буквально во всём — от сюжета до
графического дизайна. Впрочем, к чему объяснения — если вы знакомы хоть с одним
из проектов Ice-Pick Lodge, то сами прекрасно понимаете, о чём речь и почему её
новая игра точно заслуживает внимания.

«Ледорубы» не отличаются высокой
производительностью — «Помни…» (или Know by heart в английской локализации) —
всего лишь шестая в их послужном списке. Станет ли она таким же событием для
индустрии, как большинство их предыдущих проектов?

Ах, как хочется вернуться

Внесём ясность: ведущий гейм-дизайнер Ice-Pick
Lodge
, Николай Дыбовский, в создании «Помни…» участия не принимал. Руководил
разработкой Айрат Закиров, занимающий в студии должность технического директора
и для которого, судя по всему, игра во многом автобиографична. Параллелей между
Закировым и главным героем слишком много для простого совпадения — у них
примерно одинаковые возраст и место жительства (а образ города здесь далеко не
на последнем месте), да и сам Айрат не скрывает, что в сюжете многое взято из
жизни.

Михаил, молодой человек лет двадцати пяти, живёт
в небольшом закрытом городке где-то под Казанью. У него непыльная работёнка
кассиром на железнодорожной станции, однообразный быт и неторопливо тянущиеся
будни, мало чем отличающиеся друг от друга. За окном то ли поздние 90-е, то ли
ранние нулевые — Советского Союза уже нет, но милиционеров ещё не
переименовали в полицейских, а «мобильники» явно в диковинку.


Помни...: Обзор

Имена в списке приезжающих граждан надо набивать вручную. Тут, конечно, сразу вспоминаешь Papers, Please. Но нет, особого смысла работа Михаила на проходной вокзала не несёт — разве что позволяет насладиться стуком клавиш печатной машинки.

Жизнь Миши — один застывший миг этой эпохи,
когда постсоветская разруха уже закончилась, а «стабильность» ещё не началась.
Работа — дом — работа, пара фраз со знакомыми, бубнящий о чём-то телевизор — хорошо
заметно, что наш герой застрял в быту, но вроде бы доволен этим и не собирается
что-то менять. Мир вокруг точно такой же: в нём тоже ничего не происходит — ни
страшного, ни радостного, один сплошной День сурка на провинциальный
российский лад.

Но однажды всё меняется. В город возвращаются
друзья детства Михаила, с которыми он расстался после школы — почти все они
уехали учиться и работать в «большой мир», в то время как он остался дома.
Среди этих друзей — девушка Ася, с которой Мишу связывают, судя по всему, не
только товарищеские чувства. Первая половина и так небольшого сюжета — это
беготня по городу в компании Аси и прочих друзей, перемежаемая воспоминаниями о
том, как весело и счастливо они жили в детстве, когда все были вместе.

Тем временем в мире постепенно начинают
происходить странные события — людей поражает выборочная амнезия. Человек теряет память, но не полностью, а забывает лишь
самых близких людей. Брат считает сестру чужим человеком, отец не узнаёт детей,
лучшие друзья в упор не замечают друг друга, а ещё вчера счастливые семейные
пары выясняют, кто из них самозванец и должен уйти из «чужого» дома. Карантин,
паника, закрытые границы города (который и так имеет статус ЗАТО), попытки
справиться с неизвестной болезнью — классический набор фильма-катастрофы.


Помни...: Обзор

Безликие в буквальном смысле персонажи довольно пугающе выглядят на крупных планах.

Не избегает этой странной болезни и наша компания,
а вот о том, что с ними произойдёт и чем всё закончится, я, конечно,
рассказывать не буду — раскрывать все карты в обзоре подобной игры было бы
настоящим свинством. Поэтому обойдёмся без спойлеров, но не без претензий к
авторам — у меня их накопилась целая охапка.

Не верю!

Вообще, оценивать такой достаточно тонко
настроенный проект, апеллирующий к самым светлым чувствам — ностальгии по
детству и юношеству, очень сложно. Избежать субъективного взгляда вряд ли
получится, поэтому не буду и пытаться.

Расчёт авторов понятен — заставить игроков ловить
постоянные флешбэки, отождествляя себя с персонажами «Помни…».
Удалось ли им это? На мой взгляд, нет. Не самое популярное мнение (судя по
отзывам и оценке общественности), но оно имеет право на жизнь.


Помни...: Обзор

Нам часто придётся собирать подобные пазлы из детства под комментарии Миши и друзей.

У меня, как и у автора игры, много общего с
главным героем: мы примерно одного и того же поколения, да и касательно места
проживания соседствуем — я тоже из небольшого города под Казанью. Казалось бы,
идеальное попадание в целевую аудиторию проекта, но как раз на этом фоне лучше
всего заметны фальшь и нереалистичность поведения жителей города, из-за которых
сопереживать им не получается при всём желании.

Одни диалоги чего стоят: ну не общаются так
обычные люди, если это не герои классической театральной постановки или
сошедшие со страниц графоманской книжки персонажи, автор которой не обладает
минимальным жизненным опытом. Вычурные словесные конструкции, сленг не к месту,
переигрывание — разговорная речь обычных людей выглядит совсем не так. Озвучка
под стать — лишь отдельные голоса можно отметить положительно, а большинство из
актёров озвучки работают как по заученной наизусть шпаргалке, без понимания
контекста.


Помни...: Обзор

Именно такими фразами, по мнению сценаристов, общаются друзья, знакомые друг с другом с раннего детства.

Моя близость к антуражу в этом случае
лишь подчёркивает неумение авторов сыграть на ностальгических чувствах. Будь
это полностью сказочная история или рассказ о чём-то, что тебе не так знакомо,
в этом случае персонажи бы казались более человечными, как ни странно. Так и
произошло в случае с 11-11 Memories Retold (там художники тоже используют интересный визуальный стиль), которая мне понравилась куда
больше, чем
«Помни…». Хотя казалось бы — где Первая мировая, канадские и немецкие солдаты,
а где — чем-то похожий на меня Михаил из пусть и выдуманного, но такого знакомого
татарского городка?

Как раз с обликом самого города и передачей
особенностей провинциального быта авторы справились. Впрочем, не такая уж это и
сложная задача — раскидать узнаваемые локации: НИИ, школу, гаражный кооператив,
больницу, детскую площадку во дворе… Использование стереотипов в данном случае
выручает, а вот столь же шаблонным образам главных героев не веришь совсем.

Ружьё на стене

Если отвлечься от попыток сыграть на
ностальгических чувствах и попробовать оценить повествование в целом, то и тут
поводов для радости немного. Игра довольно короткая — на прохождение уйдёт чуть
больше пяти часов, — но даже это не мешает ей быть очень тягомотной в первой
половине. И это не попытка показать неспешность жизни в глубинке и
инфантилизм главного героя, не желающего что-то менять.

Нет, основная интрига уже вроде бы начинает
закручиваться, но внезапно всё будто подвисает — большую часть мы просто ходим
по городу и наблюдаем за тем, как Михаил вспоминает о good old days под
незамысловатый меланхоличный саундтрек. Вызывают ли эти воспоминания какие-то чувства? Лично у меня —
почти никаких, несмотря на то что сентиментальности мне не занимать.

Про геймплей вообще нечего сказать — его здесь
практически нет. Миша бегает по улицам, беседует с другими жителями — вот и
весь игровой процесс. Те несколько мини-игр, которыми разбавляются ностальгические
сценки, не заслуживают внимания. Зачем они здесь? Попытка увеличить скромный
хронометраж?


Помни...: Обзор

Мини-игры, бессмысленные и беспощадные.

Что касается завязки с выборочной амнезией, то и
она не находит никакого разрешения. Я за время прохождения придумал множество обоснований происходящему от банальных до самых фантастических, но авторы
оказались куда скромнее. У сюжета нет яркой кульминации, что, впрочем,
неудивительно, учитывая упор сценария именно на ностальгию. То самое чеховское
ружьё так и не выстрелило.

Печально, но берущих за душу моментов здесь всего
лишь пара штук на всё прохождение, да и то один из них — это песня из
финальных титров, которая хороша сама по себе и вне контекста.

Кучи листьев на земле, которые можно встретить по всему городу, — признак того, что рядом находится что-то важное из детской жизни Миши. Если подойти поближе, то нам расскажут об этом воспоминании подробнее.

То, что Ice-Pick Lodge умеет создавать настоящие
произведения искусства, мы прекрасно знаем. Но, видимо, ключевым является вклад
Николая Дыбовского, без участия которого «Помни…» если и запомнится (уж
простите за тавтологию), то явно не всем — мне, при всей близости антуража,
образов и проблем главных героев, эта история показалась исполненной на любительском
уровне. От «ледорубов» я ждал большего.

Тем не менее оставляю за читателями право со
мной не согласиться — подобные проекты всегда несут в себе слишком много
личного, чтобы их можно было оценить объективно.

Плюсы: оригинальный визуальный стиль; неплохо
переданная атмосфера российской глубинки.

Минусы: вычурные и слишком книжные диалоги;
нереалистичность поведения героев; слишком монотонное течение сюжета почти без
поворотов; невнятный финал.

Добавить комментарий