Поэтика «The Mooseman». Как «Человеколось» знакомит с «Пермским звериным стилем»

«На широких крыльях песни унесу вас в край преданий

Пусть слова мои, как зерна, в вашем сердце прорастают…»

***

Вот такой певучий слог у этой игры, такой язык повествования. «The Mooseman» («Человеколось») — самобытный проект на основе мифологии народов Коми. Древние мифы и предания, на которые опирается сюжет, тщательно собраны в единую, стройную и очень атмосферную картину.  Игрока ждет погружение в особый мир удивительных сказаний, наполненный духами и живущий по своим, необычным законам.


Идолы, тотемы, изображения духов - наши предки бережно сохраняли свое мировоззрение, свой трепет и уважение к невидимому, но могущественному миру.

Идолы, тотемы, изображения духов — наши предки бережно сохраняли свое мировоззрение, свой трепет и уважение к невидимому, но могущественному миру.

Сюжет игры, как говорится в предисловии, — это «художественная реконструкция мифов». Вот вкратце, что наши предки напридумывали, а «The Mooseman» скрупулезно и талантливо воплотил:

Лось Ен — творец Вселенной и людей. Из скорлупы утиного яйца Ен создал мир, поделенный на три яруса: нижний мир с темными сущностями расположен в мрачных глубинах океана,  средний мир — наш человеческий, а верхний мир — пристанище богов. У Ена есть семь сыновей-шаманов — человеколосей, способных перемещаться между мирами…Этот весьма тернистый путь за одного из шаманов мы, игроки, и преодолеваем.  


Путь между мирами, конечно, полон испытаний. Великие силы будут противостоять герою в пути. Впрочем, найдутся и заступники.

Путь между мирами, конечно, полон испытаний. Великие силы будут противостоять герою в пути. Впрочем, найдутся и заступники.

 Важно, что игра имеет реальную историческую ценность, можно даже сказать, достоверность — она разработана в тесном сотрудничестве с Пермским краеведческим музеем. Проект основывается на реальных музейных артефактах — причудливых (а потому не скучных!) археологических находках. Двигаясь по сюжету, игрок обнаруживает странные тотемы, относящиеся к так называемому «пермскому звериному стилю». О каждой находке узнаем прямо со страниц краеведческих книг. Трактуется, что именно изображено и место обнаружения находки. Например, нашли чудной артефакт, а в меню уже ждет пояснение: «антропозооморфный идол с четырьмя головами и крыльями. Обнаружен в береговой осыпи на реке Язьва в 1965-м году…». Увлекательный экскурс в историю. 


Вот так выглядит меню-энциклопедия, которая пополняется по мере нахождения игроком артефактов. Как затейно предки представляли мир! Диву даешься. Но кто сказал, что они заблуждались?..

Вот так выглядит меню-энциклопедия, которая пополняется по мере нахождения игроком артефактов. Как затейно предки представляли мир! Диву даешься. Но кто сказал, что они заблуждались?..

У игры аутентичное и минималистичное, однако, запоминающееся художественное оформление. Это стильный, неброский, по скандинавски сдержанный в цветовой гамме проект, в котором история рассказывается образами, силуэтами, светом и тенью, метафорой. Помогает восприятию этнический саунд, вдохновленный народными мотивами Коми, и неожиданная озвучка опять же на языке Коми с субтитрами. 


На экране мы видим текст, который параллельно озвучивается на языке оригинала. Игра погружает в этническую атмосферу! Я ни разу не промотала эти сюжетно-связующие вставки (и даже не знаю, возможно ли это - просто не понадобилось проверять!). Слушала с великим удовольствием.💕

На экране мы видим текст, который параллельно озвучивается на языке оригинала. Игра погружает в этническую атмосферу! Я ни разу не промотала эти сюжетно-связующие вставки (и даже не знаю, возможно ли это — просто не понадобилось проверять!). Слушала с великим удовольствием.💕

«Человеколось» создан в 2017-м году российской студией с замечательным хулиганским названием «Morteshka». При этом, роль сценариста, программиста, геймдизайнера и художника исполнил один человек — Владимир Белецкий. Вот что называется, где родился (а создатель «Человеколося», пишут, из Перми), там и пригодился. 🙂


Особенно мрачен и труден путь шамана в нижнем подводном мире. Скорее выбираться на сушу к миру людей! Хотя и там будут подстерегать опасности...

Особенно мрачен и труден путь шамана в нижнем подводном мире. Скорее выбираться на сушу к миру людей! Хотя и там будут подстерегать опасности…

Этот несложный в обращении платформер (задача — идти и решать попутные головоломки), к сожалению, небольшой — проходится за 2-3 часа. Впрочем, возможно это и достаточный объем для такого, не самого простого для восприятия проекта (чтобы не терять нить истории, лучше читать все замысловатые предания и описания находок). И да, игра не поразит разнообразием геймплея, это в некотором роде визуальная краеведческая энциклопедия с активностями (вот бы таким образом краеведение и история преподавались!). Однако, «The Mooseman» точно заслуживает внимания, как цельное, вдумчивое и очень атмосферное произведение. Знала бы я без него, что вообще такое «Пермский звериный стиль»?..

Кстати, наверное, многие уже успели оценить недавний релиз — студия «Morteshka» выпустила свой второй проект — «Чёрная книга», теперь в древнеславянской стилистике. Я игру пока не запускала, но уже приобрела просто поддержки ради. Патриоты от геймдизайна этого точно заслуживают. ✊ 


Одушевленные тотемы не только подсматривают за игроком, но и порой поют...

Одушевленные тотемы не только подсматривают за игроком, но и порой поют…

Добавить комментарий