Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Романтизируя
порочные стороны человеческого
существования, число коих составляют
и всевозможные виды зависимости, и
приводя примеры людей, для которых
алкоголь, наркотики или психические
расстройства сослужили музой, к сожалению,
многие забывают, сколь трагичный
отпечаток накладывают они на жизнь
самих именитых деятелей — как творческую,
так и личную. Тем большее уважение
вызывают те, кто поборол свои слабости,
и именно благодаря этой силе, именуемой
волей к жизни, дал миру нечто новое и
интересное, что, быть может, вдохновит
и сослужит предостережением для других людей на их жизненном пути.

Именно такой личностью является эстонский писатель, геймдизайнер и музыкант Роберт Курвиц — талантливый человек, питающий в равной степени любовь к книгам и настольным играм, и вопреки отсутствию полного школьного образования отличающийся исключительной образованностью. Вскоре после того, как в молодости он увлекся Dungeons & Dragons, творческое начало подтолкнуло Роберта разработать свой собственный оригинальный сеттинг, вдохновленный Великой французской революцией, под названием «Элизиум».


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Вот он, создатель Серости

В этом мире существуют радиокомпьютеры, открыта ядерная энергия и по земле бродит дух коммунизма (а также национализма, либерализма и многих других замечательных идеологий), а сам он разделен на многочисленные острова, именуемые «изолами», со своей богатой историей и культурным наследием, передвижению между которыми препятствует загадочная «серость». Что, впрочем, не отменяет вполне приземленных проблем, с которыми сталкиваются люди: войны, нищета и нестабильность, диктуемая как экономическими, так и политическими причинами.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Пускай карта мира не обманывает размерами. Деталей в «Элизиуме» не меньше, чем во многих «материковых вселенных».

Многое из этого
легло в роман «Священный и ужасный
воздух
», несмотря на высокие оценки
критиков, увы, так и не окупившийся, что
и привело писателя к затяжной депрессии,
усугубленной алкогольной зависимостью
— самому мрачному периоду в его жизни,
который во многом и сослужил основой
для будущего откровения в жанре ролевых
игр. Сюжет последней происходит в той
же вселенной, что и действие книги,
повествуя о нелегкой судьбе полицейского,
из-за своего пристрастия к алкоголю
забывшего практически все о мире, в
котором он находится, вплоть до собственной жизни, профессии и даже имени.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Редкий тип протагониста, с которым не хотелось бы себя отождествлять

Протагонист,
проснувшийся в грязном номере гостиницы
среди пустых бутылок и поломанной
мебели, с удивлением обнаруживает,
что все люди к нему обращается «офицер»,
а у выхода из здания уже ожидает
полицейский из другого участка Ким
Кицураги
. Лейтенант, которого послали
для помощи в проведении расследования,
затянувшегося из-за 3-х дневного запоя
главного героя. Вместе им и предстоит
раскрывать как само преступление, в
котором участвуют непримиримые силы
корпорации и профсоюза портовых рабочих,
устроивших забастовку, так и вернуть
воспоминания главному герою: о себе и
своей жизни, мире и работе сотрудника
РГМ (Ревашольской гражданской милиции). Работников последней, тем не менее, все равно принято называть именно полицейскими.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Ким Кицураги. Один из немногих апологетов здравомыслия во всей игре.

Методы же расследования определяются в соответствии с 4-мя параметрами, настраиваемыми при создании героя, к каждому из которых относится шесть уникальных навыков:

  • Интеллект — влияет на возможность выстраивать последовательные и стройные рассуждения, грамотно оперировать имеющимися сведениями и проникать в самую суть вещей. Важен непосредственно для поиска и установления улик, связи фактов и распознавания лжи.
  • Психика — определяет силу воли протагониста, выступающую второй «шкалой здоровья», и отвечает преимущественно за социальные навыки, будь то возможность понимать эмоции и чувства людей и манипулировать ими, а также осознавать истинные мотивы и намерения своих коллег.
  • Физиология — исходя из названия, связана с жизнеспособностью, болевым порогом и физической силой. Высокий параметр также дает возможность «слышать город», ориентируясь в нем, интуитивно чувствовать опасность и стойко переживать неблагоприятные последствия употребления табака, алкоголя и наркотиков.
  • Моторика — отвечает за координацию движений, скорость реакции и внимательность главного героя, чтобы не упускать важные детали. Распространяется этот параметр также на технические навыки, владение оружием и умение контролировать собственные эмоции.

Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Первая дилемма: выбрать интеллекутала с атрофированной моторикой, мускулатурой или социальными навыками

Подобно нетленной
классике изометрических ролевых игр
на манер Fallout и Arcanum
основной вектор развития событий
задают изначальные характеристики
персонажа, ввиду чего кардинально
изменить манеру прохождения в середине
повествования получится с большим
трудом, ибо количество очков, вложенных в
тот или иной параметр, определяет
возможность максимального развития
навыков, к нему прилежащих. Так, при
скудных физических данных не получится
и должным образом развить грубую силу
или стойкость, ибо самих ячеек, в которые
можно было бы вложить очки опыта, будет
просто не хватать.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Каждый из этих навыков рано или поздно проявит себя, обязательно заставив пожалеть о сделанном выборе

Частично исправить
это могут специальные бонусы, в массе
своей достаточно нетипичные для
представителей жанра, о которых рассказано
будет несколько позднее.

Проявляются же
характеристики преимущественно в
диалоговой системе, служащей средством
интеракции не только с другими персонажами,
но и предметами, а также заменяющей
собой боевую механику, в чистом виде
здесь не присутствующую. Последнее роднит
проект с представителями квестами и визуальными новеллами, но с оговоркой
на то, что повсеместно используются
броски кубиков, отвечающие за проверку
навыков во время совершения важных действий. Сами проверки делятся на два типа: белые,
которые при повышении связанного с ними
умения можно повторять в случае провала,
и красные — наиболее значимые и доступные
для прохождения лишь один раз за игру.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

На что не пойдешь, лишь бы не ночевать под звездами

Но не всегда благоприятный исход с точки зрения игровой механики, — когда выпало число равное или превышающее необходимое для успеха, — котируется таковым и в контексте повествования. Можно переусердствовать и применить излишнюю силу в моменте, где следовало бы быть очень аккуратным, или, казалось бы, неудачно попросив вещь и унизившись больше положенного, снискать к себе жалость и все же заполучить ее.

На многие
внутренние моно- и диалоги в игре,
являющиеся одной из ключевых ее
особенностей, тоже влияет развитие тех
или иных характеристик.

Вследствие необузданного пристрастия к алкоголю главный герой не только лишился большей части воспоминаний, но и сама его личность расщепилась на множество «Я», персонификацией которых каждый из представленных навыков, коих здесь 24, со своим характером, мировоззрением и манерой речи, и являются.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Агитация им тоже не чужда

Они будут не
только давать советы, высказывать свое
мнение в тех или иных ситуациях, но и
спорить друг с другом, путая как героя,
к изумлению окружающих повышающего на
себя время от времени голос, так и игрока, к которому игра таким образом и обращается. Например,
Драме, призванной обличать ложь в словах
людей, свойственно, как ни банально,
драматизировать происходящие события. Брать едва ли не шекспировский слог,
полный иносказаний и речевых анахронизмов, в
котором члены правления становятся королями, а женщины
легкого поведения — коварными
девами. Из-за этого она, к слову, нередко
впадает в немилость Логики и Риторики
— главных поборников рационального
мышления в больной голове главного
героя.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Трагедия о нелегкой судьбе запйоного полицейского

Благодаря этому самый невинный диалог может превратиться в фееричный вихрь всевозможных политических, социальных и философских откровений, молниеносно сменяющих друг друга и то и дело духовно и нравственно облагораживающих главного героя, переворачивая весь его мир с ног на голову по несколько раз за минуту и заставляя стоящего по ту сторону стойки управляющего кафетерием, которого вообще-то нужно бы допросить, жалеть о том, что он вообще вышел сегодня на работу.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Всегда можно попытаться сменить тему. Жаль лишь, не всегда удачно.

Будучи хранителем
правопорядка, придется опрашивать
представителей самых разных слоев
населения: от общающихся преимущественно
матерными неологизмами детей, которые
в силах пошатнуть авторитет главного
героя (за что их благополучно можно
застрелить, пускай и не без последствий),
до власть имущих и их представителей,
пускаясь в дискуссии о нестабильной
обстановке в стране и построение едва ли не
онтологических теорий. Вместе с чем
и очерчивая — либо избегая этого, —
мировоззренческую позицию протагониста. Миром гарантированно не останутся незамеченными
призывы построить утопию для рабочего
класса или повсеместное предречение скорого конца света, лишний раз леденящее кровь в жилах допрашиваемых подозреваемых.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

С такой фантазией впору быть геймдизайнером

Для большего же удобства в меню персонажа есть специальный счетчик, учитывающий каждое подобное высказывание, достижение определенной отмеки в котором — например, фашистских изречений — и провоцирует последующую реакцию мира, а также может преобразить портрет протагониста.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Журнал героя пополняется сведениями о его прошлом по мере прохождения

Тем этот аспект
интереснее, что многие из тех, с кем персонаж будет общаться,
— сами не лишены четкой политической
позиции по поводу многих важных вопросов,
касающихся общей обстановки как в мире, так и в
Ревашоле — городе, где происходит
действие, а конкретнее, районе Мартинезе — в частности. Встретиться здесь ветеран,
самолично отстаивавший независимость
города и видевший, как многие надежды
его товарищей, вместе с ними самим,
обращаются пеплом в огне войны; лавочник,
уверенный в проклятии, лежащем на
торговом секторе и ищущий того, кто смог
бы защитить его магазин от злых сил; и
проповедник расовой теории, презирающий
отсталые народы.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Масскультура — заговор против белой расы

Диалоги, как и всю текстовую составляющую игры, справедливо можно назвать самой сильной ее стороной. Каждый персонаж и даже голос в сознании главного героя обладает собственной неповторимой манерой общения, тем более богатой и разнообразной, чем более образованный человек — или сторона личности — перед нами находится (что не мешает и последнему пропойце выдавать запоминающиеся перлы), а речь представителей различных слоев общества соответствует тому классу, к которому они принадлежат.

  • Упомянутые беспризорники, постоянно находящиеся во власти психостимуляторов, то и дело демонстрируют доселе потаенные чудеса обсценной лексики их родного, и не только лишь, языка, а также щедро просвещают по части блатного жаргона.
  • Увлеченные политикой люди и представители власти постоянно норовят трактовать всякий вопрос в наиболее соответствующей их мировоззрению парадигме, оперируя соответствующей терминологией, которая отчасти соответствует реальной, так и аллюзирует на нее: коммунистов здесь на французский манер именуют «коммунарами», а их идейный вождь и вдохновитель — Карл Мазов (который на удивление похож на главного героя…)
  • Техническая интеллигенция — все же, в игре эра радиокомпьютеров, моторизированных карет и открытия ядерной энергии, — доставит удовольствие людям с познаниями в соответствующих областях, всех остальных вдумчивых читателей отправив бороздить просторы специальных интернет-словарей.

Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

«Постэлизиумный синдром» — начать задумываться о том, что тебе бы посоветовали те или иные стороны твоего «Я» после игры в Disco Elysium.

Не менее изящно авторы обыграли и реально существующие языки, представив их в виде различных выдуманных наречий и диалектов в мире «Элизиума», соответствующих представителям тех или иных этнических и национальных общностей. Встретятся здесь слова и речевые обороты из романских, французских и даже фино-угорских — включая эстонский, — языковых групп, которыми местными эмигранты и представители высшего общества время от времени разбавляют свою речь. Некоторые из них поможет понять навык «Энциклопедия», ответственный за эрудированность и образованность протагониста, обычно наводняющий читателя подробностями об истории мира. Но если он не пришел на помощь, то тем приятнее самому узнать знакомый язык.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Но чаще придется впадать в прострацию, особенно учитывая, что это герой общается сам с собой

Для более продуктивной дискуссии, а также быстрого продвижения в расследовании можно потратить очки навыков на «усвоение» соответствующей информации, позволяющей персонажу доскональнее разобраться в тех или иных вопросах либо восстановить утерянные фрагменты воспоминаний. Вместе со способностью лучше отстаивать свою позицию, чтобы самоувтерждаться, входить в расположение людей или заполучать ценную информацию, эта «система мыслей» может компенсировать и малое значение параметра, разблокировав ранее недоступные для полноценного развития навыки. В качестве приятного бонуса можно получить очки опыта, морали и жизни за совершение определенных действий, но узнать о полезных и штрафные эффектах получится лишь после полноценного усвоения той или иной идеи, как правило длящегося несколько внутриигровых часов, посему опираться придется лишь на название и сопровождающее мысль описание.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

У каждого уважающего себя критика в сознании хранится такая памятка

Кроме того, пока главный
герой рефлексирует и рационализирует, у него также будут
временные улучшения или аффекты к
характеристикам, а в диалогах для выбора
откроются скрытые реплики. Хотя и при желании это
время можно и пропустить, подождав на
скамейке или почитав книгу, что также
даст дополнительные очки опыта.

Но литература, как и практически все здесь,
стоит недешево, а валюту, именуемую
«реалами» раздобыть в первое время
будет достаточно сложно. За выполнение
квестов — и то преимущественно побочных,
— денег дают не так много. Все же,
действие происходит в одном из самых
маргинальных и бедных районов города,
где большинство людей едва сводит концы
с концами.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Эстетика упадка

Так как честный заработок ничтожно мал, игра едва ли не вынуждает с первых же дней выпрашивать милостыню у прохожих либо, вооружившись пластиковым пакетом, идти собирать пустую тару по мусорным бакам. Избавить от такого унижения можно разве что хорошая развитая ловкость, привязанные к которой навыки позволяют проникать в труднодоступные места, где помимо все тех же заветных бутылок (10 центов за штуку!) можно найти денежные заначки с относительно крупными суммами и раритетные вещи на продажу.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Одно из местных подземелий. Вместо сундуков б/у техника.

Не запрещено и
злоупотреблять своими полномочиями,
шантажируя людей и беря взятки, а также
спекулировать на местном рынке, закупая
предметы у уличных торговцев и перепродавать их в ломбарде.

Помимо книг на
вырученные средства можно приобретать
предметы для прохождения некоторых
квестов; одежду, дающую перманентные
бонусы и штрафы к навыкам во время
ношения, а также являющуюся хорошим
собеседником, если у героя развита
«Внутренней империя» — и еще одним
тревожным звоночком для окружающих, —
а также сигареты, алкоголь и наркотики,
временно повышающие сами
параметры со всеми относящимися к ним
умениями. Недостаток тонизирующих средств состоит в том, что помимо ущерба здоровью они
вызывают еще и приывакание.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Даже описания предметов здесь не лишены юмора

В свете реализованной смены суток платить
также предстоит и за простой в гостинице,
если нет желания мерзнуть холодными
мартовскими ночами на улице, пускай и
никаких серьезных последствие это не возымеет. По сравнению с такими играми,
как «Мор. Утопия» или The Legend
of Zelda: Majora’s Mask
, система времени здесь
достаточно щадящая и не грозит проигрышем
из-за нерасторопности игрока.

Да и в целом для
откровенного Game Over’а
придется очень изощриться, например,
намеренно избивая предметы уличного
экстерьера с оскорбительными надписями, ломая собственные кости, или буквально
засунуть холодное дуло пистолета себе в рот во имя острых ощущений.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Ночная сторона Мартинеза

Значительно
больше представится возможностей
испортить ход самого расследования,
халатно относясь к своим обязанностям:
неправильно сопоставляя факты, некорректно
беря показания у свидетелей и упуская
подозреваемых, которых следовало бы
арестовать.

Узнать об этом,
впрочем, получится лишь ближе к концу
игры, что может смутить тех, кто
предпочитает идеальное прохождение, —
которого здесь добиться честным путем
практически невозможно, — но безоговорочно
привнесет очень большую реиграбельность в целом. Для полноценного
раскрытия потенциала Disco
Elysium
предполагает не один забег по
улицам Мартинеза, каждый раз демонстрирующий
историю о потерявшем свое имя и прошлое
детективе с новой стороны.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

«Забег» — не метафора. Этот пустырь запомнится на долго.

Сами его похождения, к слову, далеко не ограничиваются криминалистической рутиной. Помимо основного расследования и нескольких побочных предстоит, например, примерить на себя роль помощника криптозоолога, охотясь на полумифических созданий; попытаться вернуть утерянные принадлежности вплоть до табельного оружия; и даже притвориться «параполицейским», чтобы раскрыть темную тайну упомянутой коммерческой зоны, где все компании терпят разорение, что породило множество суеверий в среде предпринимателей.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Но прежде, все же, придется привести себя в порядок

На случаи же,
когда голос разума оставляет и самого
героя, на помощь может придти его напарник
лейтенант Ким Кицураги. Вечно скептически
настроенный и лаконичный, но преданный
своему делу, он смиренно следует за
детективом практически повсюду, и когда
последний слишком уж отклоняется от
основного расследования, напоминает,
кто они и зачем здесь находятся. Впрочем,
это не означает, что лейтенант оставит
своего товарища в одиночестве, какие
бы безумные идеи последнему не пришли
на ум: уговорить ли запертый контейнер
открыться или посреди следствия,
обнаружив в себе творческий порыв, резко
удариться в стрит-арт.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Главное — дилекатность

Однако и одобрять
он будет далеко не все действия и реплики
протагониста, и зависимо от них будут выстраиваться и соответствующие
взаимоотношения с партнером. Но так или иначе он
останется одним из немногих людей в
этом непредсказуемом и изменчивом мире,
которым можно всегда и безоговорочно
доверять.

Впечатление
камерности и скромного размаха событий,
способное возникнуть из-за упоминания
того, что действие ограничивается
одним-единственным районом, благополучно
сглаживается общей проработанностью
и наполнением локаций. Едва ли не каждый
квадратный метр внутриигровго пространства
включает предметы для взаимодействия,
нередко погружающие в богатую историю
мира, или персонажей, диалоги с которыми могут длиться и больше получаса.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Каждый подсвеченный объект, кроме двери, сулит десятки абзацев высококачественного текста

К тому же Мартинез
является целым памятником кровопролитной
революции, среди многоэтажных домов и непритязательных лачуг которого
затеряны катакомбы, форты и руины жилых зданий доступные для
исследования и
нередко способные удивлять не меньше
поворотов — коими играми изобилует —
основного сюжета и второстепенных
заданий. Например, неожиданно обнаруженной
в одном из таких, казалось бы, заброшенных
мест мастерской создателя атрибутики для настольных игр, которую у него
даже можно заказать и она окажет влияние на игровой процесс.

Дизайн локаций,
предметов и героев так же отличается
детализированностью и многообразием,
задающими неповторимую атмосферу
каждому месту вкупе с запоминающимся
саундтреком, написанным специально для
этой игры английской рок-группой Sea Power.

Подстать
визуальной составляющей всей RPG
предметы в инвентаре и портреты
героев написаны как бы акварельными
красками, посему вряд ли вызовут резкое
отторжение. А образы внутрених голосов, как большинство художественных
иллюстраций в игре, вышедшие из-под кисти
Александра Ростова, и вовсе способы у некоторых вызвать эстетический экстаз. Особенно
беря во внимание, что практически все, включая сами локации, было нарисовано
вручную и лишь затем оцифровано на
движке Unity, из-за, которого, возможно,
и присутствуют незначительные проблемы с загрузкой при переходе между локациями, длящейся достаточно долго для такой игры.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Карта района, богатого на достопримечательности

Помимо динамичной смены времени суток, играющей c тенями города и зажигающай свет в окнах домов, здесь присутствуют и погодные
эффекты, которые, пожалуй, своей
изменчивостью как ничто лучше обличают
в разработчиках жителей Прибалтики:
вот утренний туман сменяется проливным
дождем, а в середине следующего дня начинает идти снег, укутывающий
крыши домов и мостовые неприницаемой белизной. И все это
происходит в первых числах марта.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

У Мартинеза много обличий

Не может не радовать, что при всей своей специфике — пространных диалогах, крайне медитативном игровом процессе и серьезных темах — игра не только приобрела широкую популярность и окупилась, но и воспламенила в разработчиках энтузиазм для создания других проектов, посвященных в рамках этой вселенной. Ведь при всей выверенности и разносторонности текста, живых и правдоподобных персонажах и разнообразных квестах RPG эстонской студии обладает столь же нетипичными проблемами, которые могут отсеять некоторых заинтересованных людей.

Наиболее значимая
из них связана с основной игровой
механикой: броском кубиков

Согласно канону настольных ролевых игр, повышение соответствующих атрибутов увеличивает и шанс успеха при совершении действия, как и благоприятствующие либо, напротив, мешающие этому обстоятельства. Так, поддержка со стороны напарника позволяет лучше проводить допросы подозреваемых и свидетелей либо тактичнее общаться с близкими погибшего, а потные от волнения ладошки способны сыграть роковую роль в незаметном изъятии нелегальных лекарственных препаратов.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

В этом мире нельзя довериться даже собственным частям тела

И даже сознавая,
что этот элемент — само собой разумеющийся
для RPG, многим игрокам,
особенно не искушенным долгими вечерами
за игровым столом в компании гейммастера
или хотя бы компьютерными развлечения в духе D&D, может не
понравиться, что решающим фактором при
принятии решений все равно является удача. Ибо довести вероятность
выпадения желаемого числа до 100%
возможным не представляется. Даже
если нужный навык натренирован до максимального значения и имеются вспомогательные
бонусы. При самом удачном положении вещей уделом останется цифра 97.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

С другой стороны, и при минимальных шансах можно выиграть

Это же обстоятельство
несколько нивелирует смысл «коронного
навыка», избираемого при создании
персонажа якобы в качестве основного,
с бонусными ячейками для развития,
заполнение которых тоже не дарует возможность безговорочной победы в любых обстоятельствах. Посему повышение того или
иного умения выше 10-и пунктов не несет особой практической пользы. Тем более,
что используются в игре все навыки
далеко не равномерно и можно проследить
примерную тенденцию востребованности
конкретной характеристики в различных
ситуациях, повышая их в соответствии
с со своим стилем прохождения.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Приятная деталь: можно предвосхитить, какая сторона личности пробудится, по цвету плашки в диалогах

Тем, кто посчитает
приоритетным сличать улики и мысленно
воспроизводить события на месте
происшествия — возможность чего здесь
выполнена очень эстетично — следует
отдать предпочтение навыкам интеллекта,
не забывая при этом и про остальные
параметры. Попытки сделать из героя
рафинированного интеллектуала игра
все рано не оценит, а из-за неравномерно
распределенных очков можно упустить
многие интересные моменты и возможности.
Пускай многие и предпочтут компенсировать
геймплейные сложности самым обычным
Save scum’ом.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Живое воображение — лучший помощник историка и самый страшный враг самой истории

Неспешность
игрового процесса также не всем может
придтись по душе.

Самих ситуаций,
когда неясно, что делать дальше и куда
идти, практически не возникает, но если
в первые часы прохождения доступный
для исследования мир наводнен обилием
персонажей, диалогов и объектов для
взаимодействия, то впоследствии, начиная
примерно с середины повествования,
придется бежать через весь район — где
даже есть точки для быстрого перемещения!
— за нужным героем или ранее пропущенным
предметом, жадно хватаясь за каждую
разблокированную в диалоге реплику.
Если для искушенных квестовым жанром
людей это вполне само собой разумеющаяся
условность, то любители менее падких
на пиксель-хантинг
развлечений могут время от времени
впадать в ощутимое раздражение.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Экономит время не только реальное, но и, как ни странно, игровое

Тем неприятнее, когда этот один-единственный диалог предполагает обязательное прохождение белой проверки, которая из-за подстигшей неудачи блокируется. Что вынуждает буквально сканировать каждый квадратный метр локации в поисках интеракций, подаривших бы несколько скупых очков опыта, чтобы повысить уровень навыка и снова открыть злосчастную реплику.

Именно поэтому
целесообразнее держать несколько
неиспользованных очков навыков про
запас, а также приобретать одежду на
все случаи жизни, не брезгуя спортивной
курткой только потому, что хочется
отыгрывать интеллигентного и утонченного
алкоголика. Да и в целом любители
свободного отыгрыша могут разочароваться,
что при свободе действий и гибкости в
диалогах персонаж так и останется
полицейским с амнезией, за которой
скрывается достаточно тяжелая судьба,
вызванная неумеренным употреблением
спиртного. Сам этот образ требует
времени, чтобы привыкнуть к нему и
попытаться проникнуться симпатией.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Он ведь даже последний сэндвич у пенсионера отнимает!

Но будучи обусловленным художественно-нарративной составляющей игры элементом — фактически, одной из ее несущих стен, — именно он, с другой стороны, очень гармонично вплетается в ролевую механику, позволяющую принимать непосредственное участие в чудотворной реинкарнации пропитого фараона. Который, забыв все о себе и окружающем мире, будто впервые его открывает, вплоть до постижения своего собственного мышления и реакции на различные проявления реальности. Что позволяет если не отождествлять себя с центральным персонажем, то придерживаться наиболее нравящегося образа и посредством него постигать действительность.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Окрашивая реальность в нравящиеся цвета

Отчасти именно
благодаря этому фактору возникает
эмоциональная привязанность к герою,
изначально способному вызывать стыд
за многие совершенные в прошлом поступки,
но в процессе прохождения скорее всего
снискавшего бы сострадание и даже понимание. Особенно учитывая,
что в Элизиуме существуют куда более
пропащие души.

Отпугнуть
значимую часть заинтересованных людей
может и непосредственно сам размер
игры, в частности, объем преподносимой
информации.

При тщательном
исследовании мира с выполнением всех
квестов прохождение может занять
больше 30-и часов, подавляющее количество
которых будет состоять из чтения в
равной степени качественного и
стилистически выдержанного текста.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Развитая «Энциклопедия», впрочем, добавит еще 2-3 часа сверху.

Тематическая
его разноплановость, тем не менее, для
иных людей может стать палкой о двух
концах. Действительно впечатляет,
насколько грамотно персонажи оперируют
понятиями и из абсолютно различных
дисциплин: научно-технической,
криминалистической, естественно-научной,
политологической и так далее. Перемежая
это еще и с вымышленной терминологией,
ссылающей на реальную номенклатуру, и
обыгрывая существующие языки.
Ввиду чего время от времени многим
придется пробираться через пространные
рассуждения на темы, их мало волнующие,
дабы не упустить ничего важного для
следствия или связанное с прошлым
альтер-эго. Что, в то же время, лишь больше погружает в работу детектива.


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Нельзя ожидать, когда именно игра решит преподнести новую пищу для размышления

Также для
полноценного погружения придется
вникать и в историю мира, и политические
его реалии, которые здесь отнюдь не
стоят особняком от происходящих событий, тесно переплетаясь с
самим сюжетом. Благо, всегда найдутся
сердобольные люди, включая самого нашего
напарника Кима, которые поведут ликбез
касаемо наиболее важных вещей, и при
желании даже не один раз, посему остается
лишь запастись временем и терпением.

Вознаградит
Disco Elysium за это помимо
возможности более глубоко прочувствовать
сюжетные перипетии еще и настоящим
диссонансом, когда в столь похожем на
нашу реальном сетинге обнаруживаются
явления и феномены, нередко лежащие в
основе его мироусстройства, резко
отличающие эту вселенную от нашей, но
отнюдь не переводя ее в ранг
научно-фантастических в полном смысле.
Скорее философско-аллегорических на
манер упомянутой «Мор. Утопии».


Disco Elysium: серая реальность, ограненная изящным слогом

Ответ на самый насущный вопрос: да, диско-шар в игре есть

Рекомендовать
Disco Elysium я могу людям,
любящим действительно глубокие, не
лишенные хорошего интеллектуального
юмора и увлекающие в свой неповторимый,
с великим тщанием проработанный мир
произведения. И не только интерактивные,
но и художественно-литературные, ибо
игра изначально ориентирована на
наиболее образованную и начитанную
геймерскую аудиторию.

Искушенным же
более динамичными проектами игрокам,
которым даже нравятся интересные и
сложные сюжетные хитросплетения, может
не понравиться темп игры, требующий
выдержки и сосредоточенности на
протяжении всего процесса прохождения, где нет места даже для боевой механики, которая
в любом случае здесь бы смотрелась
неуместно.

Искренне благодарю за ознакомление материалом! Исполнен надежды, он подстегнул интерес к поистине культурному фенмоену в жанре ролевых игр или хотя бы пролил свет на этот проект с новой стороны.

А чем для Вас памятен Disco Elysium?

Добавить комментарий